Войти

Назад

01.03.2022

Как выбрать акустическую систему?

     Если вы не специалист в звуковой аппаратуре, то при выборе акустической системы обязательно столкнетесь с тем, что это не так-то просто.

     Вы обязательно будете искать ответ на вопросы. Насколько качественный у акустики звук? Насколько акустика красиво звучит? На сколько мощный бас?

Сможет ли акустика раскачать комнату, дачу или целую площадку?

    А есть еще иные тонкости типа диапазон амплитудно-частотной характеристики, частоты спада АЧХ на краях и крутизна этого спада, неравномерности АЧХ (с «горбами» или плавная, если есть «горбы», то какие и в какой части АЧХ), соотношение сигнал/шум и т.п.

     Производителям неподготовленность большинства покупателей прекрасно известна, и они это учитывают и преподносят искаженную (недостоверную) информацию, дают советы, рекомендации, высказывают суждения, на которых, по доверчивости, покупатели и основывают свой выбор.

     Хорошо, если вы можете послушать акустику в магазине, но если такой возможности нет, то как понять большинство тонкостей, да и просто избежать ошибок, купировать откровенную ложь производителя и продавца?

     Сегодня разберемся в том, как подобрать себе оптимальную акустику, соответствующую вашим требованиям и ожиданиям.

ЗВУК.

Для начала напомним, что такое звук вообще. 

     Звук - это механические колебания частотой 20 – 20000 Гц, распространяющиеся в виде волн в газах, жидкостях, в твердых телах. Звук в воздухе – это процесс распространения колебаний давления воздуха.

     Эти колебания давления с частотой 20 – 20000 Гц улавливаются нашими барабанными перепонками. Вот эти периодические изменения давления мы и слышим, как звук.

В свою очередь, этот диапазон имеет три «ступеньки»:

20-150 Гц – низкие частоты.

150-7 000 Гц – средние частоты.

7 000-20 000Гц – высокие частоты

     Чем выше частота колебаний, тем выше тон звука. Например, шмель, который машет крыльями медленно, гудит, а комар, частота взмахов крыльев которого существенно выше, мерзко пищит.

     C возрастом почти каждый человек подвержен старческой тугоухости, когда не воспринимается звук высокой частоты. При этом ухудшение слуха у женщин начинается после 40 лет, тогда как у мужчин этот процесс стартует с 30.

     Природа нас устроила так, что чувствительность нашего уха к разным частотам звукового диапазона (20 – 20000 Гц) сильно разная: при прочих равных исходных условиях разные частоты мы слышим по-разному. 

     От природы у нас есть своеобразный аппаратный усилитель речи - наше ухо наиболее чувствительно к речевому диапазону (250-4000 Гц), поэтому звуки этого диапазона мы слышим, как наиболее громкие.

Во-вторых, мы воспринимаем громкость нелинейно. Тихие звуки мы различаем между собой гораздо лучше, чем громкие.

Поэтому громкость – это, скорее, наши ощущения, основанные на сравнении существующего давления (имеющегося звука) над базовым уровнем (порогом слышимости).

Громкость звука измеряется в Дб (децибелах), а не в ваттах.

     Например, звук с частотой 1000 Гц мы начинаем слышать при значении громкости   0 децибел, то есть прямо на пороге слышимости. А звук с частотой 20 Гц мы начнем слышать только в районе 80 децибел.

     Например, утверждение «громкость звука составляет 30 дБ» означает, что интенсивность звука в 1000 раз превышает порог слышимости звука человеком. 

МОЩНОСТЬ АКУСТИКИ И ЕЁ ГРОМКОСТЬ.

     Что такое громкость и её восприятие мы разобрались. Но как понять, с какой громкостью будет звучать акустика и хватит ли нам этой громкости, чтобы раскачать нужное помещение?

     Любая акустика, представляет собой ту или иную систему динамиков, соединенных некоторым образом в единое целое.

     В основе работы большинства динамиков лежит движение в магнитном поле звуковой катушки динамика, по обмотке которой от источника сигнала протекает переменный электрический ток звуковой частоты. Будучи переменным ток создает колебания катушки, которые приводят в движение диффузор, соединенный с катушкой. Совершая колебания, диффузор создает разряжения и сжатия воздуха (колебания давления) т.е. звук.

     Таким образом, динамик представляет собой преобразователь электрического сигнала от источника звука в механические колебания диффузора с той же частотой.

      Понятно, что чем больший ток протекает по катушке (подводится большая мощность), тем больше амплитуда колебаний диффузора, а значит и громкость.

НО НЕ ВСЁ ТАК ПРОСТО.

     Любая акустика имеет опорную чувствительность - громкость, которую она создает перед собой на расстоянии 1 м при подаче на неё сигнала мощностью 1Вт на частоте   1000 ГЦ.

Для большинства профессиональной акустики опорная чувствительность обычно составляет 99-100 Дб.

опорная чувствительность 101-102 Дб – громкая акустика

опорная чувствительность 96-98 Дб – тихая акустика

     Между звуковым давлением (громкостью), опорной чувствительностью и мощностью существует простая зависимость: каждое удвоение мощности дает увеличение громкости на 3 Дб.

ТАБЛИЦА. (зависимость звукового давления (громкости) от мощности для акустики c разной опорной чувствительностью)

Подаваемая мощность

Звуковое давление (громкость) на расстоянии   1 м (для акустики c опорной чувствительностью 97 Дб)

 

Звуковое давление (громкость) на расстоянии    1 м (для акустики c опорной чувствительностью 100 Дб)

 

1 Вт

97 Дб

100 Дб

2 Вт

100 Дб

103 Дб

4 Вт

103 Дб

106 Дб

8 Вт

106 Дб

109 Дб

16 Вт

109 Дб

112 Дб

32 Вт

112 Дб

115 Дб

64 Вт

115 Дб

118 Дб

128 Вт

118 Дб

121 Дб

256 Вт

121 Дб

124 Дб

512 Вт

124 Дб

127 Дб

1024 Вт

127 Дб

130 Дб

2048 Вт

130 Дб

133 Дб

4100 Вт

133 Дб

136 Дб


     Как видно из таблицы, акустика с опорной чувствительностью 100 Дб на мощности 500 Вт создает громкость почти 127 Дб. Чтобы создать такую же громкость с помощью акустики с опорной чувствительностью 97 Дб потребуется уже 1000 Вт мощности.

     Это означает следующее: акустика с малой опорной чувствительностью даже при большей подводимой мощности может звучать тише, чем акустика меньшей мощности, но с высокой опорной чувствительностью.  

Важно запомнить: человек слышит не в ватах, а децибелах. И определять громкость по количеству ватт все равно что мерить скорость килограммами. 

Громкость в децибелах на акустике никогда не указывается. Зато указывается мощность в Ваттах.

НО МОЩНОСТЬ БЫВАЕТ РАЗНОЙ.

Важно помнить: в любой акустической системе существует разные  показатели мощности. И вам необходимо ориентироваться в них.

     Тут важно обратить внимание на буковки.

     RMS или Rated Maximum Sinusoidal — это предельная синусоидальная мощность. Если по-простому, RMS - это та мощность, на которой акустика может работать с реальным музыкальным сигналом на пределе сил в течение одного часа и после этого остаться «живой», т.е. без физического повреждения. При этом речь о качестве звучания не идет, лишь бы «осталась живой».

Все приличные производители, в основном, указывают именно такой показатель.
     Но нам нужно, чтобы акустика могла работать более одного часа, поэтому вычисляется другой показатель, который называется просто синусоидальная мощность. Это уже такая мощность, при которой колонка сможет бесконечно долго работать без повреждений. Она обычно процентов на 25 меньше RMS.

    Это еще один способ указания мощности PMPO — Peak Music Power Output.

Проблема в том, что Peak Music Power Output - это такая мощность, которую акустика сможет выдержать в течение 1-2 секунды, после чего имеет полное право сдохнуть. Так что на эту мощность ориентироваться не стоит. 

Вывод: внимательно изучайте, какого типа Ватты вам продают.

     Например, на акустике BEHRINGER B115D указана мощность 1000 Вт (рис. 6), но в паспорте пояснено, что это - максимальная мощность (НЧ 700Вт +ВЧ 300Вт, но кто это читает?).

Рис. 6. Фото BEHRINGER B115D

    При такой максимальной мощности (1000 Вт), получим максимальное (кратковременно, а не постоянное) давление в 130 Дб (100Дб (обычная опорная чувствительность + 30 Дб).

    НО там же в паспорте указано, что у этой акустики максимальное звуковое давление 126 Дб. А это соответствует максимальной мощности порядка 450 Вт или RMS порядка 350 Вт.

     ПРИЕХАЛИ. ПОЛУЧАЕТСЯ, в акустике BEHRINGER B115D указанная мощность 1000 Вт, пусть и максимальная, – обман.

    Кстати, BEHRINGER B115D появилась на 2 года позже и создан на элементной базе BEHRINGER B215D, в паспорте которой указано: мощность PEAK 550 Вт, мощность RMS – 345 Вт (и это вместе с «пищалкой»)

     Здесь и возникает каверзный вопрос: почему некоторые производители указывают очень крупные значения мощности? Ответ прост: маркетологи знают о неосведомленности покупателей (об отсутствии у них специальных знаний), хотят представить товар с лучшей стороны, поэтому и пишут значения мощности при очень высоких нелинейных искажениях. Предупредим вас, что слушать музыку в таком режиме попросту невозможно, так как у вас возникнет ощущение, что всё работает на пределе, со скрежетом и сильнейшей перегрузкой.

ВЫВОД: если производителем честно указано максимальное звуковое давление в 132-133 Дб – это хорошая акустика для больших площадей и серьёзных мероприятий. Это давление соответствует долговременной мощности порядка 800 Вт.

 

КАЧЕСТВО ЗВУЧАНИЯ.

Ладно, с громкостью и мощностью понятно, а что с качеством звучания?
Для выбора акустики есть два способа.

Первый способ— посмотреть на амплитудно-частотную характеристику звука акустики.

 

АМПЛИТУДНО-ЧАСТОТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА (АЧХ)

     АЧХ показывает то, как громко акустика воспроизводят звуки разных частот, а если точнее, то насколько равномерно громкость распределена по частотам. (мы и так чувствительны к СЧ диапазону).

     В идеальном случае АЧХ должна быть почти П-образной с резким возрастанием на самых низких частотах, горизонтальной линией к высоким частотам и падением где-нибудь в районе 20000 Гц (рис.1)

 

 

 

 


           Рис.1. Идеальная АЧХ.

 

В реальности даже очень дорогие студийные или сценические акустические системы не дают идеальную АЧХ, но близки к ней (рис.2,3),

Рис. 2,3. Примеры хороших АЧХ

 

     Но в доступных обычному покупателю устройствах АЧХ будет сильно отличаться от идеала. В АЧХ нужно смотреть на то, чтобы на графике не было сильных «горбов» и «провалов» (рис.4,5), которые чаще всего заметны в басах, то есть самых низких частотах, которые расположены слева на графике, а на средних частотах они наиболее паразитны для слуха (рис.6).

  

рис.4,5 Плохая АЧХ.

 

рис.6 Плохая АЧХ с горбом- выпячиванием звучания на СЧ.

 

     Что, например, можно сказать про акустику, для которой представлена АЧХ на рис.6. Опорная чувствительность невысокая – порядка 95 Дб. Следовательно, для получения приемлемого звучания на НЧ нужно будет нагонять мощность. Но выдержит ли это акустика? На СЧ диапазоне имеется явный горб. Но

1.      Во-первых, мы сами более чувствительны к этому диапазону.

2.      Во-вторых, «нагоняя мощность» мы еще больше усилим громкость на СЧ.

Поэтому такая акустика будет не играть, а орать.

   Сделать ровной реальную АЧХ в принципе невозможно или очень сложно, но она должна быть максимально гладкой.  

     Самому провести замер АЧХ не просто и нужно специальное оборудование, а производители в большинстве случаев АЧХ не публикуют (ну, кому хочется говорить горькую правду).

КАК БЫТЬ, если АЧХ нет?

Второй способ оценки — не доверять отзывам и мнениям, а просто послушать разные колонки и подобрать себе по вкусу, потому что у каждого свои любимые жанры, свой слух и, в конце концов, свои предпочтения.

    Следует отметить, что реальная АЧХ акустики будет зависеть еще от целого ряда факторов, в частности, от размеров помещения, отражения и переотражения звука, места расположения акустики, угла направления на слушателя и т.д. Пример такой зависимости представлен на рис.7.

рис.7.Пример зависимости АЧХ от отражения.

    ПОЛОСА ВОСПРОИЗВОДИМЫХ ЧАСТОТ (РАБОЧИЙ ДИАПАЗОН, ПОЛОСА ПРОПУСКАНИЯ,).

     Полоса воспроизводимых частот акустики или рабочий диапазон – это полоса частот, которую воспроизводит акустика. Она устанавливается по границам спада АЧХ по уровню «- 3 Дб»   (рис. 8.)

 

рис. 8. Полоса пропускания.

 

Почему «-3 Дб»? Да, просто частоты с большим спадом мы не услышим на фоне громкости других частот!!!

     Производители, конечно, и здесь лукавят и указывают полосу пропускания либо по уровню (спаду) «-10 Дб», либо вообще не указывают этот уровень (спад). Для чего? Да, так рабочий диапазон будет шире, либо гадайте сами.

     Пример, рис.6. По уровню «-3 Дб» НЧ-граница этой акустики будет в районе 60 Гц, а если по уровню «-10 Дб» НЧ-граница будет уже в районе 30 Гц.

BEHRINGER B115D. По паспорту полоса воспроизводимых частот 45 – 20000 Гц. Но по какому спаду? Нигде данных нет.

YAMAHA DBR15. Полоса воспроизведения 50 – 20000 Гц по уровню «-10 Дб».

 

КАЧЕСТВО АКТИВНОЙ АКУСТИКИ.

     Качество активной акустики показывает соотношение сигнала к шуму.

     Это соотношение говорит нам о том, насколько полезный сигнал, то есть звуки фонограммы или голоса, превосходит шум, который неминуемо есть в любом усилителе (в активной акустике усилитель встроен).

    Соотношение сигнала к шуму измеряют в децибелах и чем оно больше, тем лучше. Условно можно сказать: если акустика имеет соотношение сигнал/шум 80 децибел - хороший уровень, если соотношение 90 децибел - очень даже хорошо, 100 децибел - High End.

НО качество акустики (соотношение сигнала к шуму) можно оценить и самому:

1. не подавать на акустику или усилитель звук (полезный сигнал) вообще

2. выкрутить громкость на максимум.

3. послушать.

Если сильно шумит – откажитесь от такого приобретения.

     Если вы дочитали статью до конца, надеемся, что изложенная информация будет вам полезна.    

RADIOWAVE UHM-402

Радиосистема с двумя микрофонами

16 500 руб.

ZTX AUDIO BX-115

Активная акустическая система с MP3-плеером и BLUETOOTH

* цена при наличном расчёте

35 700

30 000 руб.

AKG WMS 40 MINI VOCAL - вокальная радиосистема

Вокальная радиосистема отличается великолепным звуком и простотой в эксплуатации

*количество ограничено

* цена при наличном расчёте

14 400 руб.

ROLAND TD-1DMK

Популярная электронная ударная установка

* цена при наличном расчёте

99 990

84 990 руб.